Программа дополнительного профессионального образования

Региональная программа МААП

Аналитическая психология и психотерапия

Программа является аналогом базовой юнгианской программы МААП, адаптированной для проведения в регионах России. Программа сочетает в себе очный и онлайн форматы, позволяющие приобретать непосредственный опыт в контакте с преподавателями и участниками группы и, в то же время, максимально использовать современные технологии для обучения.

Ее участниками могут стать как психологи профессионалы, желающие освоить юнговский подход к психотерапии, так и те, кто имеет любое другое высшее образование и интересуется аналитической психологией по личным причинам. По количеству часов программа дает возможность профессионалам поступать в тренинг Российского общества аналитической психологии и продолжать профессиональное развитие по международным стандартам.

Структура программы

Программа состоит из 4 блоков:

  1. Анатомия психического

  2. Способы связи с бессознательным

  3. Индивидуация

  4. Практика аналитической психотерапии

Содержание блоков выстроено таким образом, что теоретически насыщенные части
программы (1 и 3 блок) перемежаются практически-ориентированными (2 и 4 блок).

Каждый блок включает в себя 5 очных семинаров длительностью 2 дня (20 часов) и 5
однодневных онлайн семинаров (5 часов), посвященных эмоциональной и
интеллектуальной переработке предшествующих тем.

В первой половине программы онлайн занятие включает в себя сновидческую / рефлексивную группу и теоретический
семинар по литературе, во второй половине обучения – супервизию и теоретический семинар.
Таким образом, общий объем программы – 500 часов.

0
Учебных часов
0
Очных семинаров
0
Часов сновидческой группы
0
Года обучения
0
Преподавателей
0
Супервизий

Задачи программы

Формирование представления о теории и практике аналитической психологии и психотерапии

Умение видеть влияние коллективного бессознательного на индивидуальное развитие и психотерапию

Развитие символического мышления

как основы юнгианского подхода к пониманию бессознательного и созданию контакта с ним.

Исследование собственной психической реальности

и интеграция личного опыта в категориях личного мифа и индивидуации.

Освоение основных аналитических методов работы с бессознательным

Поддержка собственной психотерапевтической практики участников группы

Темы семинаров

1. Анатомия психического

  • 1. Юнгианский миф.
  • 2. Коллективное (культурное) бессознательное. Архетипы.
  • 3. Сознание и личное бессознательное. Комплексы. 
  • 4. Структуры личности. Эго-Тень, Персона.
  • 5. Структуры личности. Анима-Анимус, Самость.

2. Способы связи с бессознательным

  • 6. Психосоматика.
  • 7. Сновидения.
  • 8. Активное воображение.
  • 9. Сказки / алхимия / арт-методы / сендплей / типология (выбор темы) 
  • 10. Личный миф и индивидуация.

3. Индивидуация

  • 11. Психоаналитический и юнгианский подходы к развитию. Стадиальность развития, кризисы.
  • 12. Симбиоз и уроборическая стадия.
  • 13. Сепарация, путь героя и личный миф. 
  • 14. Нарциссизм и инфляция.
  • 15. Мужское и женское развитие.

4. Практика аналитической психотерапии

  • 16. Нормы и нарушения психического развития. Травма.
  • 17. Уровни психической организации. 
  • 18. Сеттинг. Организация аналитического пространства. 
  • 19. Аналитические отношения.
  • 20. Аналитический процесс на примере кейса.

Преподаватели

Автор программы

Елена Пуртова

Руководитель программы

+011 234 56 789
mail@maap-regions.ru

О программе рассказывает ее автор и руководитель Елена Пуртова, Кандидат психологических наук, доцент, юнгианский аналитик и супервизор, член РОАП — Российского общества аналитической психологии, преподаватель МААП, руководитель региональных программ МААП, главный редактор журнала Юнгианский Анализ.

Отличительная особенность аналитической психологии Юнга — отсутствие жестко структурированной системы теоретических конструктов. Именно поэтому юнгианская психотерапия является теоретически открытым методом, она развивается без реформирования своих основ и легко впитывает все новое в широком поле психотерапевтической практики.

Свои преимущества в освоении юнгианской терапии есть у специалистов любой ориентации: психодраматистов и гештальтистов роднят с юнгианской терапией идеи психодинамики, работа с интрапсихическими образами и возможность использования многих технических приемов, НЛП-исты и эриксоновские терапевты  смогут опереться на выделение субличностей, эго-состояний и доверие к мудрости бессознательного, и даже системные семейные терапевты найдут в юнгианском подходе знакомые теоретические мотивы и практические приемы. Ну и наши психотерапевтические родственники — психоаналитики, процессуальные терапевты,  расстановщики и «теневики» (Shadow Work) — добавляют весьма существенные аспекты в юнгианское мышление и метод.

Стоит выделить и то, чем существенно отличается юнгианский подход. Введенные Юнгом понятия архетип, комплекс, Анима-Анимус стали уже частью культурного слоя современности, но что это значит с практической точки зрения? Юнгианский психотерапевт опирается в работе на понимание специфики коллективного бессознательного и его влияния на индивидуальное развитие; на идею индивидуации как процесса интеграции сознания и бессознательного, имеющего свою особенность в разных возрастах; в построении гипотез и интерпретаций используется не столько ретроспективная логика анализа прошлого, сколько направленность на будущее, обнаруживаемая в работе Самости; акцент делается на психической зрелости и осознанном контакте с бессознательным, а также на второй половине жизни и вопросах духовности.

Перспектива профессионального роста

У выпускников программы появляется возможность продолжить дальнейшее обучение в Тренинговой программе РОАП,Российского Общества Аналитической Психологии и впоследствии стать членами РОАП в составе IAAP, International Association for Analytical Psychology.

Сайты организаций: https://roapinfo.ru, https://iaap.org

Автобиографическое эссе

Объем – 7-8 страниц.
Задача – отразить понимание юнгианского подхода применительно к собственной истории, принятие юнгианского мировоззрения (личная версия «Воспоминаний, сновидений, размышлений» или видение себя как клиента).

Критерии оценки работ: освоенное юнгианское мировоззрение, адекватное использование понятий, литературы, отражение собственного практического применения юнгианского подхода.

Выпускная работа

Объем 25 страниц.
Цель – отразить, как юнгианский подход используется в собственной практике, реализуется в реальной деятельности (какой бы она ни была).

Два варианта работы:
1). Анализ кейса.
2). Анализ фрагмента, явления собственной деятельности (любой профессии) или социального явления, культурного феномена или фильма, книги и пр.