Духовное путешествие МААП в Перу

Хегай Лев Аркадьевич (Москва) – юнгианский аналитик, один из создателей юнгианских сообществ России – Московской ассоциации аналитической психологии (МААП) и российского общества аналитической психологии (РОАП). Руководитель и преподаватель МААП, председатель программного комитета международных конференций МААП, автор и редактор сборников «Винникотт и аналитическая психология» (2009), «Юнг и психология мистицизма» (2010), «Глубинная психология и мифология» (2011) и других.
Статья опубликована в журнале «Юнгианский анализ», 2016 год, № 4
Для нашего духовно-психологического развития чрезвычайно важно знакомство с другими культурами и их древними традициями целительства. Современная психотерапия не возникла на пустом месте, ее предшественниками были шаманы, маги, жрецы, алхимики, священники. Хотя нынешней психотерапии приходится брать на вооружение научную теорию и рациональные объяснения, соответствующие тенденциям нашего времени, Юнг и другие основатели психологии признавали, что наша практика на самом деле является тонким искусством, где интуиция, творчество и контакт с древними иррациональными силами души играют доминирующую роль. Поэтому мы решили отправиться на другой конец света, чтобы поучиться у подлинных мастеров, хранящих тысячелетние традиции.
Перу в этом отношении является уникальной страной, где осталось не только много загадок исчезнувших цивилизаций, бросающих вызов современным научным концепциям, но и сохранилось уважение к народным целителям (шаманам): их практики гармонично сосуществуют с достаточно развитой медициной западного образца. Для тех, кому еще не посчастливилось посмотреть эту замечательную страну, стоит объяснить, что в Перу есть все. Есть джунгли Амазонии, где обитают 22 племени, 15 из которых практически не знакомы с цивилизацией. Есть горы Анды, где в суровом климате на высоте 3–4 тыс. м потомки инков, как и сотни лет назад, пасут стада лам и альпак. Есть пустынное побережье с оазисами интенсивного земледелия и рыболовства. Есть мегаполис Лима с 10 млн жителей, с гигантскими торговыми центрами и пробками, где уровень жизни в отдельных районах мало отличается от среднеевропейского. Помимо красивых природных видов и интересных исторических объектов в Перу полно туристической экзотики must see, оставляющей незабываемое впечатление. В какой еще стране над вашей головой пролетит и супергриф кондор с размахом крыльев 5 м, как у самолета, и колибри размером со стрекозу? В какой еще стране сотни сортов картофеля и кукурузы – это их родина? Где еще можно отведать лимонад инков – чичу – из ферментированной сладкой красной кукурузы, чипсы из корня юкки, жаренную морскую свинку (куя), маринованную в соке лайма рыбу (севиче), вкуснейший национальный коктейль писко-сауер из виноградной водки, тропический фрукт черимойя со вкусом ванильного мороженного? В этой стране не существует мужских и женских болезней, поскольку инки добавляют в пищу растение мака, клубеньки которой гармонизируют гормональный фон. В этой стране растет таинственная лиана «кошачий коготь», стимулирующая иммунитет и способная помочь победить онкологию.
Когда-то давно, 14 тыс. лет назад, наши сибирские народы стали переходить Берингов пролив и постепенно заселять Северную, а затем Южную Америку. Испанцы в XV веке в поисках золота наткнулись здесь на высокоразвитые в культурном отношении и материально процветающие цивилизации, покорить которые стоило им больших трудов. Российскому человеку, хорошо знакомому с сибиряками, трудолюбие, выживаемость и креативность инков покажется чем-то очень знакомым. Может быть, поэтому многие соотечественники находят в Перу вторую родину, а наши туристы не чувствуют большого культурного диссонанса. Мы называли тех, к кому ехали, сибирским словом «шаман», хотя следует по-испански звать их «курандеро» (целитель).
Поездка в музей камней Ики доктора Хавьера Кабреры (300 км от Лимы). Главная загадка цивилизации инков
Почему нам были важны камни Ики, хотя их обычно нет в стандартных туристических маршрутах? Доктор Кабрера, собиравший эти камни с 1970-х, был уважаемым врачом с собственной клиникой на центральной площади, из рода основателей областного перуанского города Ика. Рядом с Икой находятся знаменитые линии Наски, хорошо известный туристический объект и мировая загадка. Пустыня Наска – огромное каменистое плато на берегу Тихого океана, где благодаря засушливому климату сохранились странные геоглифы – гигантские рисунки, образованные удалением верхнего слоя почвы и камней. Геоглифы встречаются по всему миру. Поскольку их можно разглядеть лишь с высоты птичьего полета, существует версия, что они делались в ритуальных целях как послания богам. Обычно образы геоглифов связаны с животными-тотемами или священными символами. В Наске хорошо известны изображения обезьяны, паука, кита, грифа, колибри, цыпленка, которые считают частями календаря или астрономической карты. Они относительно небольшие и сделаны посредством расчищения полос земли от камней, которые просто сдвинуты на края. Менее понятны гигантские изображения человечков в скафандрах на склоне холма, один из которых приветственно машет кому-то в небо. А также симметричная геометрическая мандала, аналогичная тибетским, выполнить которую на неровной местности было бы довольно трудно. И совершенно поражают воображение идеально прямые линии, пересекающие бугристое плато на несколько километров с точностью, доступной только лазерному лучу. Некоторые линии достигают 40 м в ширину, и непонятно, куда девались тонны вырезанной земли и камней. Именно такие линии показывают абсурдность доминирующего официального мнения западной науки, что это были просто забавы инков. Если бы тысячи человек трудились годами над непонятными линиями, то вся земля в округе была бы вытоптана, и остались бы следы проживания строителей, которые, однако, не обнаружены. Поэтому Наска за неимением других объяснений так важна для сторонников версии вмешательства в земные события инопланетного разума. Ряд самых заметных линий проходит строго по залежам магнетита, то есть указывает на особенности геомагнитной структуры местности. Мысленное же продолжение линий по поверхности земного шара приводит к египетским пирамидам и другим важнейшим центрам древних цивилизаций.
Такую версию изложил нам в музее камней сын доктора Кабрера. Он верит, что Другие, обожествленные позже предками инков, были пришельцами из созвездия Плеяд, из-за чего это созвездие стало играть центральную роль в астрологии всех народов Америки. Возможно, они были создателями человека, то есть человек является искусственным видом. На процесс его создания намекают некоторые рисунки на камнях Ики. Камни представляют собой базальтовые валуны, иногда внушительного размера, так что понадобилось бы насколько человек, чтобы их переносить. Большинство было обнаружено в древних могильниках рядом с мумиями. Патина, окисная пленка, покрывающая рисунки, доказывает, что им минимум 1500–2000 лет. В основном рисунки сделаны искусной гравировкой по этому весьма твердому камню – сегодня такое можно было бы сделать только алмазным сверлом. Некоторые выполнены в сложной технике выпуклого барельефа непонятно как. Поражает сюжет рисунков: люди охотятся на динозавров, изучают динозавров, даже катаются на динозаврах, а иногда гибнут в сражениях с ними. Описаны события 60–100- миллионолетней давности, показаны животные, которые тогда населяли Землю. Даже есть точные карты материков, которые из-за движения материковых плит занимали тогда другое положение. Когда Кабрера стал собирать камни, все отнеслись к ним как к подделкам с фантастическими сюжетами, придуманными неграмотными крестьянами. Лишь позже археологи открыли в этой местности кости динозавров, которые действительно обитали близ Ики в тот период – именно те четыре вида, которые изображены на камнях. Еще позже, в 2000-х, подтвердилось, что шипы бронтозавра выглядели именно так, как на камнях, а не так, как полагали ученые ранее. А около 2013 года было доказано, что один из видов динозавров был живородящим – как и отображено на камнях.
Доктора Кабреру как врача поразило, что на камнях точно изображена пересадка сердца. Есть там схемы кесарева сечения и трепанации черепа с чем-то вроде пересадки мозга. Разные медицинские подробности не могли знать ни местные крестьяне в 1970-е, ни те предки инков, что жили 2000 лет назад. Изображены и обитавшие во времена динозавров лемуры, примитивные приматы, послужившие для Других основой для создания человека. Нам показали также древнюю металлическую игрушку в виде самолетика и аналогичный рисунок на камне, где человек летит на аппарате, похожем на птицу с вертикальным хвостом. Весьма огорчает, что приезжавшие к Кабрера специалисты НАСА взяли на анализ насколько камней, но не вернули их и не сообщили о результатах исследований. Остальной же научный мир продолжает просто игнорировать свидетельства того, что не укладывается в доминирующие теории. Журналистам и массовой аудитории больше нравится версия подделок. В музее собраны тысячи камней, и лишь про несколько из них, выполненных в другой, грубой технике с примитивными узорами можно подумать, что это подделки, специально изготовленные крестьянами ради вознаграждения. Так что мы советуем всем будущим путешественникам в Перу посетить этот уникальный музей, который в будущем, когда человечество дозреет, станет отправной точкой изменения нашей парадигмы истории планеты и происхождения человека. Надо увидеть эти камни своими глазами и убедиться, что это не газетная утка.
Для психологов важно, что в наших снах и фантазиях, так же как и в мифологии, абсолютно у всех народов мира есть сюжет о борьбе героя (богов или первых людей) с огромными чудовищами (драконами, динозаврами) и о происхождении человека из смеси божественного и животного. Помимо символического значения (порядок обуздывает хаос, ураническое сталкивается с хтоническом, а человеческое – с природным) здесь может быть и отголосок коллективной памяти, памяти истории планеты. Реальность и миф, субъективное и объективное имеют условные границы, и виртуализация нынешней жизни показывает, что усиливается тенденция к их схлопыванию. Возможно, шаманы предков инков видели эти сюжеты в своих видениях или знали из мифов творения и заставляли их каким-то образом изображать на камнях. Возможно, камни всплыли в конце XX века спустя тысячелетия неслучайно – чтобы как будто напомнить нам о важных вещах, о которых мы стали забывать, запершись в клетке своих рационалистических концепций. С большим трудом человечество избавляется от материализма и антропоцентризма, являющихся продолжением инфантильного эгоцентризма, и начинает понимать сознание и разум как универсальное явление, не являющееся только производным от буквальной биологической формы нашего вида. Материя – лишь обратная сторона духа, и все, что способен придумать дух, будет найдено в материи.
Город Тарапото (Амазония)
Soncco Wasi (Дом Сердца) – это духовный центр индейских традиционных практик доктора медицины и психологии Хорхе Гонсалеса, одного из старейших шаманов-курандеро Южной Америки и ректора университета Сан-Мартин.
Хорхе всегда лично проводит церемонии, пропагандируя Любовь, Веру в Добро и Силу Духа. Хорхе рассказывал нам на вводной лекции, что ему 72 года и его отменное здоровье и работоспособность являются лучшим доказательством полезности церемоний аяваска. Он прошел свою первую церемонию в амазонском племени в 12 лет. За последующие годы он более 4500 раз принимал аяваску, сначала учась у 60 различных духовных мастеров, а потом работая с пациентами. Главную же передачу он получил от своей бабушки-шаманки и решил продолжить семейную традицию уже после того, как состоялся в качестве обычного врача. Он разработал уникальный рецепт, включающий более 30 травяных компонентов, улучшающих работу различных систем организма. За 45 лет терапии аяваской он никогда не видел, чтобы она принесла кому-то вред. Свой обширный опыт он обобщил в книге объемом более 700 страниц, которая доступна на английском и испанском языках. Все средства от книги, а также от издания своих стихов, он отдает на нужды детей-сирот. Он считает, что лечебная лиана аяваска обладает двойным эффектом. В ней есть вещества, укрепляющие иммунную систему, но в ней есть и так называемая молекула духа – диметилтриптамин (ДМТ), вещество, вызывающее видения. Видения не идентичны психотическим галлюцинациям. Они больше подобны снам или работе воображения. Он считает видения важным элементом самопсихоанализа. Погружения в себя сопровождается образами страхов, фантазий и воспоминаний. ДМТ вызывает сновидное измененное состояние сознания, обеспечивающее это погружение, а другой растительный компонент напитка усиливает яркость образов.
Если обычные размышления о себе и своей жизни имеют низкий энергетический заряд, легко рассеиваются и поэтому легко забываются, то размышления под аяваской усилены и драматизированы. Процесс носит катарсический (освобождающий) характер. Получается своего рода чистка подсознания. Этому способствует горький вкус напитка, вызывающий рвотные позывы, – физическая чистка помогает психической. Вас выворачивает буквально и метафорически – все, что внутри, просится наружу. Важную роль в управлении процессом играют также музыка и песни, исполняемые шаманом лично в синхронном (под аяваской) состоянии.
В отличие от Перу, большинство европейских стран (в том числе Россия) запретили ДМТ и, следовательно, аяваску как наркотик. Наркотики опасны вызыванием психологической зависимости, которая разрушает личность и наносит вред физическому здоровью и социальной жизни человека. Однако эти выводы абсурдны в отношении аяваски, так как ни горький вкус напитка, ни вызываемые им измененные состояния сознания не способны вызвать привязанность. Содержание же ДМТ там незначительное, так что посредством аяваски ДМТ невозможно производить или распространять. Это все равно, как если бы из-за следов вещества, аналогичного ЛСД, в плесени, поражающей рожь, запретили бы ржаной хлеб. Негативному мнению также способствуют единичные случаи, когда европейские туристы-наркоманы умирали в Перу от передозировки, мешая в одну кучу аяваску с кокаином и алкоголем, что строжайше запрещено в целительском ритуале. Есть сегодня и псевдоцелители, эксплуатирующие популярность аяваски. Они проводят имитации церемоний за большие деньги и с некачественным препаратом. Множество турагентств сегодня предлагает «ознакомление с шаманской традиций Перу», привозя неподготовленных и не соблюдающих специальную диету людей на единичную лайт-церемонию, во время которой большинство участников или вообще ничего не чувствует, или получает негативные впечатления из-за отвратительного вкуса препарата.
Поэтому мы выбрали самого известного специалиста по аяваске и прошли положенный минимальный курс из трех церемоний с обязательным отдыхом между ними. Мы жили в специально построенном лагере-гостинице вокруг центра для церемоний посреди прекрасного парка, где росли лично высаженные Хорхе фруктовые деревья и растения из джунглей. Аяваска росла прямо здесь, повсюду вокруг нас, обвивая деревья. Это давало уверенность, что препарат настоящий и свежий. Поскольку был сезон манго, желтые сочные плоды падали прямо к нам под ноги. Они идеально
подходили для диеты церемоний. С другого дерева сыпались звездчатые плоды карамболы. Нас оглушало пение птиц и шум цикад. Близость номеров была очень важна, так как церемония начиналась с наступлением темноты, длилась 3–4 часа и отнимала много сил, так что следующий день был посвящен отдыху и интеграции полученного опыта. Была возможность пообщаться и обсудить все вопросы с доктором Хорхе. Очень удачно, что в районе Тарапото можно заказать прекрасные экскурсии на природу. Мы совершали прогулки к водопадам, горячим источникам, а также по джунглям Амазонии. Доктор Хорхе, бесспорно, великий целитель и добрейший человек, не только совершенный мастер в церемониях, но и поэт, музыкант и великолепный исполнитель песен силы. Его «концерт» сам по себе оказал бы на слушателя глубокое впечатление, и без аяваски.
Надо признаться, что не все в нашей довольно большой для такого путешествия группе осилили все три церемонии. Несколько человек, испытавшие трудные процессы, пожелали остановиться на одной-двух церемониях. Тем большее уважение вызывали те гости лагеря, которые специально приезжали к Хорхе сразу на десяток церемоний. Вероятность получить плохой трип всегда есть. Некоторые наивно думают, что погружение в себя должно быть сродни разговору с очень хорошим человеком. Они не подозревают, как много мусора скопилось в затаенных уголках их собственной души: боль прошлых травм, сомнения и страхи, дурные мысли и чудовищные фантазии. Вместо принятия себя и собственной Тени легко скатиться к обвинению аяваски и шамана. Церемония не является раздачей кайфа, это серьезная внутренняя работа, которая не может быть проделана без определенного мужества, душевной зрелости, без доверия к мастеру, традиции и процессу – в конечном итоге, без доверия к Богу. Аяваска – это древний вариант психоанализа, возможно, слишком жесткий для современных изнеженных особ. Современный же, чисто вербальный, мягкий и гуманный, но сильно затянутый психоанализ чреват потаканием или отвержением тех сторон личности, которые нуждаются в решительной проработке. У древнего человека, жизнь которого была коротка и полна трудностей, не было другого выхода для ускорения психологического созревания, кроме как обратиться к шаману за такими церемониями. Современный же человек имеет в своем распоряжении множество других путей. Однако мне представляется, что все специалисты, изучающие психику, обязательно должны познакомиться с этим древним прямым, радикальным, но очень сущностным методом. Только узнав прямую дорогу к источнику, вы можете принять решение, по какой дороге вести к нему других. Если же вы сами не побывали у источника, то учить других, как туда попасть, бесполезно и безнравственно.
Аяваску находят на дне самых древних глиняных черепков, найденных в Амазонии, то есть церемониям уже несколько тысяч лет. Лиана спиралью поднимается вверх по стволам деревьев, так что символически соединяет небо и землю, напоминая о развитии человека по спирали. Еще она похожа на Змея с древа познания Добра и Зла. Поддавшись искушению и отведав ее, совершив «грехопадение», уже никогда не останешься прежним. Процесс часто начинается с характерных цветных узорчатых видений в зеленых, синих и фиолетовых тонах. Их сравнивают с какой-то прихотливой фрактальной архитектурой, кристаллами или переплетенными растениями. Возможно, так и возникли перуанские народные орнаменты. Потом будто в темной комнате включают свет. Если раньше в комнате своего ума вы привычно различали только крупные объекты, с которыми привыкли себя идентифицировать, то теперь видите множество новых вещей. Из фона выступают фигуры, пользуясь языком гештальт-психологии. Из-за их новизны они завладевают вниманием и иногда создают ощущение обрушившегося на вас потока образов. Разные мысли, чувства, фантазии, воспоминания предстают яркими картинками, заставляя наши эмоциональные реакции полыхать в полную силу. Придется снова пережить травмы, от которых вы, казалось, избавились, и столкнуться с тревогами и страхами, которые давно подавили. Видения прошлого и проекции будущего приходят еще из слоя личного бессознательного. Некоторые вспоминают свое рождение, прямо по версии Станислава Грофа.
Самое интересное может случиться, если у вас получится выйти за пределы личного бессознательного в коллективное. Выход за рамки Эго в сильно измененном состоянии сознания не дается легко. Многих пугают околопсихотические переживания смерти, распада, деперсонализации, перцептивные иллюзии, которые служат своего рода стражами порога при вхождении в трансперсональное (надличностное) поле. Внятно описать, что происходит далее, невозможно, так как средства языка ограничены при передаче реальности за границами Эго. Для аяваски характерны встречи не только с фигурами умерших, но и с духами, божествами, демонами, существами тонкого плана, а иногда с кем-то вроде инопланетян. Видения бывают настолько причудливыми, что трудно приписать их работе собственной фантазии. Аяваска напоминает лифт между измерениями. После определенной тренировки вы можете выйти на любом этаже психики (в любой из параллельных вселенных, в любом из воображаемых миров) и исследовать его. Думаю, что если мы выбираем профессию психолога, то должны стремиться познать и «адские пропасти, и сияющие города» – всю психику (Бессознательное, Мировую Душу) во всех ее гранях.
Город Пиуру-Хуакабамба
Городок Хукабамба расположен в живописных Андских Кордильерах на высоте около 2000 м. Дорога туда из аэропорта Пиуры проходила через перевал 3500 м, и нашей машине приходилось ехать шесть часов по узкой извилистой горной дороге в густом тумане или облаке, порой при полном отсутствии видимости буквально по краю пропасти. Сама поездка стала незабываемым опытом. Первая часть церемонии с известным местным шаманом-курандеро Герильо заключалась в походе к священному горному озеру Шибиба, расположенному на высоте 3200 м. В окрестностях города есть семь красивых озер, два из которых являются священными. На озере Шибиба проводятся ритуалы для удачи в делах, а на другом озере – ритуалы для укрепления здоровья. Мы выехали из гостиницы в 6 утра, чтобы через 2–3 часа доехать до горной деревни, от которой следовало добираться на лошадях до озера еще около часа. К счастью, погода была хорошая, и теплые вещи нам не понадобились. На озере неожиданно оказалось многолюдно, что подтверждало магическую репутацию озера у местных жителей. Сразу несколько шаманов в разных концах озера проводили сложные церемонии, состоящие из нескольких частей. Обязательным было купание в холодном озере, после которого полагалось выбросить всю купальную одежду. Потом шаман проводил настоящим стальным мечом по очищенному голому телу, выкрикивая заклинания. Он выполнял и множество других магических практик: высасывал негативную энергию каждого в виде желтой жидкости, налитой в специальные ракушки, подносил озеру сахар, предлагал съесть специальные освященные маленькие сладкие лимоны, опрыскивал нас настоем трав. Все проходило весело, под ритуальные кличи, музыку и национальные перуанские танцы. Попутно он вылечил какую-то местную паломницу, которой стало плохо, возможно, из-за высоты.
Вторая часть церемонии проходила ночью в доме шамана в городе. Святилище шамана, «кабинет местного психоаналитика», представляло собой впечатляющее зрелище. Коллекция мечей и холодного оружия, иконы, деревянные тотемы с черепами, камни со священных озер, многочисленные фотографии исцеленных пациентов (в том числе и европейцев), пузырьки с травами, большие странные постеры (видимо, любимых фильмов маэстро) облепляли все стены. Шаман наварил целую кастрюлю кактуса Сан-Педро, однако нам налил всего лишь по 10 г, тогда как сам хлопнул пару стаканов, чтобы войти в измененное состояние сознания. Мы узнали, что он 35 лет лечит и открытие таланта у него произошло под аяваской. Позже он предложил нам выпить и ее. Группа напрасно заколебалась, так как была не готова снова проходить церемонию аяваски. Оказалось, что шаман использует спиртовую настойку аяваски со вкусом приятного ликера (у-уф!), отпивая совсем мизерную дозу, не больше наперстка. Он сказал, что над нами летает черный орел – плохой дух – и необходимо его нейтрализовать. Церемония снова включала множество этапов с
христианскими молитвами, опрыскиваниями, освященными сладкими лимонами и прочим. На этот раз он собирал плохую энергию с помощью черных камней, проводимых по телу. Он также устраивал гадание с бросанием трех ракушек, символизировавших три аспекта жизни – работу, здоровье и личную жизнь. Его задачей было «чистить» человека до тех пор, пока все три ракушки не выпадут открытыми вверх. Каждому он давал проницательные предсказания и предлагал магические средства для устранения проблем. В какой-то момент мы должны были поспать полчаса на топчанах, чтобы шаман из соседней комнаты нас посмотрел и получил свои видения под кактусом, чтобы сформулировать индивидуальные рекомендации. К сожалению, мало кому удалось заснуть, так как ночи в горах холодные.
В общем, большинство из нас осталось со смешанными впечатлениями. Понять смысл всех странных магических процедур нашему крепкому рациональному уму было сложно, тем более что объяснений не предлагалось. Возможно, люди были смущены необъяснимой точностью его ясновиденья (или телепатии?) и стали защищаться: дескать, это просто «цирк с конями». Безоговорочно ему верил только наш перуанский гид, у которого после посещения шамана пару лет назад действительно все в жизни неожиданно пошло в гору.
Экскурсия в археологический комплекс Карал (170 км от Лимы)
Обнаруженный недавно недалеко от Лимы комплекс засыпанных песком построек, который был расчищен с помощью армии, оказался древнейшим городом Южной Америки, история которого началась 5000 лет назад. Он является ровесником таких могучих культур древности, как цивилизации Месопотамии, Египта, Китая и Индии. В городе 22 пирамиды и останки различных культовых и бытовых сооружений. Существование этого города отрицает версию американского археолога, что древние цивилизации держались на военной силе. В Карале не было найдено ни крепостных стен, ни оружия, хотя он просуществовал более тысячи лет. Зато в изобилии были обнаружены музыкальные инструменты. Не война, а искусство и религия созидают цивилизацию!
Лима
В последний день нашей экспедиции предлагалась обзорная экскурсия по Лиме: знакомство со старой частью города, монастырем Сан-Франциско с катакомбами, прекрасными музеями золота инков и древней керамики, а также посещение Инка-маркета – рынка сувениров. Наша поездка не включала самые раскрученные туристические объекты Перу: столицу империи инков Куско, затерянный город Мачу-Пикчу, самый глубокий каньон Колка, самое высокогорное озеро Титикака с плавучими островами, малые Галапагосы с грандиозными птичьими базарами. Эти пункты каждый мог добавить в свой маршрут индивидуально, что большинство и сделало.