Альманах журнала Юнгианский анализ, 2018 год, № 2 Обучение аналитической психологии
Комитет по образованию Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP)
Миссер Берг (Misser Berg, Allerod, Danmark) – юнгианский аналитик, супервизор и преподаватель обучающих программ IAAP, президент IAAP.
Краткая история
У образовательной программы IAAP долгая история. Первые шаги были сделаны в 1980-е годы в Восточной Европе, а термин «группа развития» был впервые употреблен в конце 1990-х. Изначально главной задачей групп развития была поддержка интереса к аналитической психологии в тех странах и регионах, где не было ни одного группового члена IAAP. В этот период несколько человек, выполнив различные требования, стали индивидуальными членами IAAP.
О рутерских программах начали говорить в начале 2000-х, и с тех пор программы были систематизированы, испробованы на практике и постепенно на их основе было организовано обучение в странах, где нет групповых членов, а также в тех регионах, жители которых не имеют возможности уезжать учиться за границу.
Администрация групп развития находилась под эгидой подкомитета по группам развития, в то время как рутеры были под опекой подкомитета индивидуальных членов. Однако подобное разделение оказалось неоптимальным, и в 2011 году был создан постоянный комитет по образованию.
От группы развития к групповому членству
Процесс запуска рутерской программы в конкретной стране требует времени.
Обычно сначала организуется группа развития, а потом уже запускается рутерская программа. И только через несколько лет рутеры заканчивает обучение по программе и становятся индивидуальными членами IAAP.
Проходит еще несколько лет, индивидуальные члены собираются вместе и создают групповое членство IAAP (общество, ассоциацию). И если каждый из членов обладает достаточным опытом (не менее пяти лет со времени сертификации), то вскоре группа может получить тренинговый статус. С того момента, как были запущены первые рутерские программы, целый ряд групп развития стал групповыми членами IAAP.
В 2001 году – NAAP (Нидерландская ассоциация аналитической психологии);
в 2007-м – РОАП (Российское общество аналитической психологии);
в 2010-м – LAAP (Литовская ассоциация аналитической психологии) и SOMEJ (Мексиканское общества К. Г. Юнга);
в 2013-м – ISJA (Ирландское общество юнгианских аналитиков), NAAP и РОАП получили тренинговый статус;
в 2016-м – CAAP (Чешская ассоциация аналитических психологов), FEGAP (Финско-Эстонская группа аналитической психологии), SCAP (Чилийское общество аналитической психологии), SCAJ (Колумбийское общество юнгианских аналитиков) и SUAPA (Уругвайско-Аргентинское общество аналитической психологии) с тренинговым статусом.
В 2019 году мы ждем очередных заявок на групповое членство от многих групп развития.
Таким образом, благодаря подготовке рутеров общее число членов IAAP по всему миру заметно увеличилось.
Географическое распространение
Как мы уже говорили, региональное распространение началось с Восточной Европы, а потом захватило Центральную Европу и Южную Америку. Наше внимание постепенно перемещается в Азию – рутерские программы уже есть в Китае (Гуанчжоу, Макао, Пекин, Шанхай, Гонконг), Тайване и Индии. В ближайшем будущем мы ожидаем новых групповых членов из Азии.
Структура комитета по образованию
Председатель руководит всеми процессами комитета, следит за обновлением и актуализацией списков, обзоров, учебных пособий. Общается с региональными организаторами и председателями трех рабочих групп.
Помимо этого председатель докладывает о работе комитета по образованию членам исполнительного комитета.
Региональный организатор в Южной Америке, Азии, Восточной Европе, Центральной, в том числе на Тайване и Мальте, занимается оценкой рутеров, обрабатывает заявки и проводит собеседования, общается с куратором (liason person), докладывает о состоянии в регионе членам исполнительного комитета.
Куратор присутствует в каждой группе развития и контролирует разработку учебной программы, соответствующей потребностям его группы. Программа включает теоретическую и клиническую подготовку. Куратор также осуществляет групповую супервизию и читает открытые лекции.
Рабочая группа. Существуют три рабочие группы (РГ), в задачи которых входит улучшение рутерского обучения: по исследованиям и оценке, по учебному плану, по коммуникациям и ресурсам. В рабочие группы входят члены исполнительного комитета, а также обладающие релевантными профессиональными навыками и компетенциями члены IAAP. Результаты работы представляют на конгрессах IAAP.
Вклад членов IAAP
Итоговой успех рутерских программ во многом зависит от вклада и участия членов IAAP и рабочих групп, будь то кураторы, рутеры-координаторы, супервизоры или экзаменаторы.
Мы очень благодарны заинтересованным коллегам из всех стран, которые находят время, чтобы отправиться на другой конец света, зачастую преодолевая многочисленные трудности.